О центре Новости центра Текущие проекты Публикации Аспирантура Дискуссионный клуб Блог директора ИСО РАО главная карта сайта контакты
Центр Социологии Образования

Последние новости
02.10.2017 - 16:29
25.09.2017 - 16:27
19.09.2017 - 15:30
19.09.2017 - 15:29
Архив новостей


Билеты для сдачи вступительных экзаменов по специальности "Социальная психология", программа подготовки аспирантов

ПЕРЕЧЕНЬ БИЛЕТОВ
для сдачи вступительных  экзаменов в аспирантуру
Федерального государственного научного учреждения «Институт социологии образования» Российской академии образования (ФГНУ ИСО РАО) по специальности (19.00.05) Социальная психология

БИЛЕТ 1.
1.    Период новорожденности и становление потребности и общении с взрослым.
2.    Сознание как предмет научной психологии.
3.    Формирование национальной идентичности в подростковом возрасте на примере еврейской идентичности.

БИЛЕТ 2.
1.    Первая половина младенчества и ситуативно-личностное общение ребенка с взрослым.
2.    Критерии психического и общее представление о чувствительности. Исследования А.Н.Леонтьева.
3.    Социокультурные типы развития в старшем подростковом возрасте. Исследования ЦСО РАО.

БИЛЕТ 3.
1.    Вторая половина младенчества и кризис одного года жизни. (По М.И.Лисиной, Л.И.Божович, Л.С.Выготскому).
2.    Сравнение психики животных и человека. Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки.
3.    Проблемы современной подростковой субкультуры. Исследования ЦСО РАО.

БИЛЕТ 4.
1.    Общая характеристика подросткового возраста. Исследования подросткового возраста в работах Божович, Выготского.
2.    Понятие В. П. Ф., их специфика, строение и развитие.
3.    Сравнительный анализ методов в социальной психологии.

БИЛЕТ 5.
1.    Общая характеристика раннего возраста.
2.    Внутренняя регуляция деятельности: психология воли.
3.    Коммуникативная сторона общения.

БИЛЕТ 6.
1.    Новообразования раннего возраста и кризис трех лет.
2.    Понятия потребности и мотивы в теории деятельности. Функции мотива
3.    Проективные методы в психологии. Проективные  тесты.

БИЛЕТ 7.
1.    Кризис семи лет и психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
2.    Строение индивидуальной деятельности человека. Понятие действия и  операции.
3.    Основные характеристики малой группы.

БИЛЕТ 8.
1.    Общая характеристика возрастных кризисов. Взгляды на кризис Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, К.Н. Поливановой.
2.    Определение основных познавательных процессов. Виды образных явлений, изучаемые в психологии.
3.    Проблемы межкультурных различий при тестировании.

БИЛЕТ 9.
1.    Особенности познавательных процессов дошкольника
2.    Основные свойства ощущений. Пороги чувствительности. Понятие психофизического закона.
3.    Процесс группового принятия решения. Виды групповой дискуссии.

БИЛЕТ 10.
1.    Общая характеристика младшего школьного возраста. Ведущая деятельность младшего школьника, ее основные новообразования.
2.    Основные свойства восприятия. Восприятие пространства и признаки удаленности.
3.    Процесс управления группой. Лидерство и руководство.

БИЛЕТ 11.
1.    Формы общения ребёнка со взрослым в дошкольном возрасте (по М.И.Лисиной).
2.    Определение мышления. Факторы, влияющие на успешность решения задачи.
3.    Стандартизация теста

БИЛЕТ 12.
1.    Подход к построению обучения в концепции П.Л. Гальперина. Теория поэтапного формирования П.Я.Гальперина.
2.    Память: определение, виды, уровни.
3.    Валидность теста.

БИЛЕТ 13.
1.    Теория учебной деятельности В.ВДавыдова-Д.Б.Эльконина. Подход к построению обучения в концепции В.В. Давыдова.
2.    Внимание: определение, виды и уровни развития.
3.    Надежность теста.

БИЛЕТ 14.
1.    Генезис общения ребенка с взрослым (по М.И.Лисиной)
2.    Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Понятие ведущей деятельности.
3.    Влияние различных факторов на результаты тестирования.

БИЛЕТ 15.
1.    Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
2.    Понятие умственного возраста и коэффициента интеллекта.
3.    Групповые нормы. Конформность.

БИЛЕТ 16.
1.    Этологический подход к психическому развитию ребенка и теория привязанностей.
2.    Основной закон развития высших психических функций (по Л.С.Выготскому).
3.    Методы измерение способностей.

БИЛЕТ 17.
1.    Родительское программирование: директивы, модели, предписания.
2.    Метапсихология психоанализа. Топографический, динамический, экономический, структурный, генетический и адаптивный подходы.
3.    Понятие и сущность девиантного поведения.

БИЛЕТ 18.
1.    Периодизация психического развития в концепции Э. Эриксона.
2.    Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
3.    Понятие социальной роли. Ролевые конфликты.

БИЛЕТ 19.
1.    Основные условия развития одаренности. Общий подход.
2.    Бихевиоризм и теория социального научения.
3.    Теории  агрессивного поведения

БИЛЕТ 20.
1.    Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.
2.    Основные фазы развития либидо.
3.    Понятие социализации. Теории социализации личности

БИЛЕТ 21.
1.    Познавательная потребность как основное условие развития способностей в детском возрасте.
2.    Эго-структура личности в транзактном анализе. Драйверы и минискрипты.
3.    Понятие тестовой нормы и интерпретация результатов теста.

БИЛЕТ 22.
1.    Ролевая игра дошкольника. Понятие роли, сюжета и содержания сюжетно-ролевой игры, её роль в развитии ребёнка.
2.    Теория социального научения. Научение и его виды.
3.    Характеристика шкал Бине-Симона и Стэнфорд-Бине.

БИЛЕТ 23.
1.    Педагогические факторы эффективности обучения.
2.    Сценарии жизни в транзактном анализе.
3.    Понятия сопротивления и защиты в психоанализе. Основные виды сопротивлений.

БИЛЕТ 24.
1.    Понятие идентичности в возрастной периодизации Э.Эриксона.
2.    Транзакции (понятие и примеры).
3.    Первые теории в социальной психологии (В. Вундт, Г. Тард, Мак-Дауголл).

БИЛЕТ 25.
1.    Определение способностей и одаренности. Разные подходы к пониманию этих понятий.
2.    Тревожные и защитные механизмы Эго. Прототипические ситуации, порождающие тревогу.
3.    Психология искусства в логике культурно-исторического подхода. Выготский: психология искусства.

БИЛЕТ 26.
1.    Способности и задатки. Способности и ЗУНы (знания, умения и навыки).
2.    Проблема бессознательного в классическом психоанализе.
3.    Развитие личности: адаптация, индивидуализация, интеграция (по А.В.Петровскому).

БИЛЕТ 27.
1.    Психологические факторы эффективности учения.
2.    Понятия проекции, интроекции, идентификации в психоанализе.
3.    Сравнительная характеристика основных теоретических направлений социальной психологии.

БИЛЕТ 28.
1.    Периодизация психического развития Э.Эриксона.
2.    Внимание: определение, виды и уровни развития.
3.    Понятие  установки. Социальные установки.

БИЛЕТ 29.
1.    Психоаналитическая концепция детского развития.
2.    Воспитание и развитие личности в гуманистической концепции.
3.    Активность: идея неадаптивности в концепции В.А.Петровского. Метод отраженной субъективности.

БИЛЕТ 30.
1.    Развитие личности в классическом психоанализе
2.    Определение, функции и  виды эмоций. Примеры исследований эмоций.
3.    Идея персонализации в концепции личностного развития А.В.Петровского).

 

Программа подготовки аспирантов (PDF-версия, для скачивания нажмите здесь).